Брокер Сайед Шах, участвуя в работе торговой биржи через свою учетную запись в программе Interactive Brokers, обычно покупает и продает акции и валюту. Но в конце апреля он не удержался от участия в новом для него сегменте рынка – нефтяном, когда цены на майские контракты впервые в истории упали ниже нуля. Работая из своего дома в пригороде Торонто, он полагал, что не может проиграть, тратя собственные активы на приобретение 212 фьючерсных контрактов на West Texas Intermediate по одному центу за каждый. Всё выглядело как сделка всей жизни.

Однако в тот момент он не знал, что его программное обеспечение от компании Interactive Brokers Group не только не смогло отразить падение цены на нефть ниже нуля, но и “подвисло” из-за этого. Технически – эту функцию можно легко подключить, но до пандемии об этом не задумывались и никто не мог предположить, что нефть может торговаться ниже $0.

В момент покупки Шахом сырой нефти по цене одного цента (он видел эту цену на экране компьютера, когда нажимал кнопку “купить”),  её фактическая стоимость на самом деле составляла минус $3,70 за баррель. При этом, Interactive Brokers никогда не показывал своим пользователям низкую цену, вплоть до рекордного падения до минус $37,63 за баррель.

В конце того же дня, в полночь, Шах получил ужасную новость: он был должен Interactive Brokers $9 миллионов, хотя начинал день с $77000 на своем счету.

«Я был в шоке», – сказал 30-летний мужчина по телефону. «Я чувствовал, что у меня все заберут, все мои активы». После этого инцидента он не мог уснуть на протяжении трех дней, сообщает Markets Insider.

По информации The National, в тот день все клиенты платформы Interactive Brokers работали вслепую, неспособные видеть, что цены стали отрицательными или были заблокированы. Проблема усугубилась и тем, что Сайед Шах потерял невероятную сумму за несколько часов потому, что отрицательные числа “сломали” алгоритмы, которые Interactive Brokers использовала для расчета суммы маржи (то есть залога, которым клиенты защищали приобретенные активы).

Томас Петерфи, председатель и основатель Interactive Brokers, говорит, что падение цен в отрицательную зону выявило серьезные ошибки в программном обеспечении компании. Из-за этого, её прямые убытки оценены в $109,3 млн., а стоимость акций упала на $88 млн.

Питерфи также сказал, что клиенты компании не пострадают: «Мы будем возвращать нашим клиентам средства из собственных резервов за любые потери, которые они понесли при цене на нефть ниже нуля».

Например, в случае с Шахом, у него остануться первые пять купленных контрактов по $3,30 за баррель и еще 21 – по 50 центов. Начисленный долг будет списан, а существующие на момент возникновения проблем денежные активы – восстановлены.