В США потенциал развития ветроэнергетики на морском шельфе всё ближе к реализации, и ожидания Китая, как основного поставщика комплектующих, в этом отношении очень высоки. Но Европа, несмотря на спад в наращивании мощностей, по-прежнему занимает центральное место на мировом рынке оффшорной (то есть размещенной на шельфе) ветровой энергии, передает сайт greentechmedia.com.

Недавно шведский разработчик Vattenfall выиграл тендер правительства Нидерландов с предложением «нулевой субсидии» на развитие крупного европейского ветрового парка.

Понятие «нулевая субсидия» объединяет в себе комплекс экономических и правовых преференций приятиям со стороны государства, которое таким образом пытается стимулировать поступление инвестиций в возобновляемую энергетику.

Ветряк разработчика Vattenfall

Vattenfall сообщила, что ее проекты Hollandse Kust Zuid (HKZ) 3 и 4 с общей мощностью около 1,5 гигаватт выиграют по эффективности у двух предыдущих станций, HKZ 1 и 2, и станут первыми морскими ветряными электростанциями с нулевой субсидией.

Победа Vattenfall во втором тендере по развитию ветроэнергетики на шельфе в Голландии произошла менее чем через месяц после того, как результаты аукциона в соседней Франции побудили законодателей увеличить соответствующие мощности внутри страны. Так, консорциум EDF Renouvelables, Innogy and Enbridge предложил цену в 44 евро (50 долларов США) за мегаватт-час производимой электроэнергии, чтобы получить разрешение на строительство электростанции мощностью в 600 мегаватт у побережья страны.

Французское правительство заявило, что будет ежегодно выставлять на тендер гигаватт оффшорной мощности до 2028 года.

В то же время, европейская новостная лента Euractiv сообщила, что немецкие чиновники обсуждают вопрос о повышении целевого показателя по ветровой мощности в стране до 2030 год с 15 гигаватт до 20 гигаватт для компенсирования медленного рост рынка на суше.

Карин Оленфорст, директор по маркетинговым исследованиям Глобального совета по ветроэнергетике, сказала, что многие европейские страны в энергетической политике весомое место отводят реализации планов освоения энергии ветра. Объявления Нидерландов и Франции, в частности, иллюстрируют, в какой степени европейская оффшорная ветроэнергетика снизила себестоимость целевого продукта – электроэнергии.

«Проекты с нулевым субсидированием – это крайний случай, который может быть сложно воспроизвести в других странах», – заметил генеральный директор Европейской ассоциации ветроэнергетики WindEurope Джайлс Диксон.

«Система «нулевой ставки», подразумевающей большую долю риска нереализации, как видно, работает в Нидерландах, потому что голландцам несложно найти корпоративных покупателей на производимую ими энергию», – отметил он.

Большинству других стран все еще нужно будет создавать более привычные и стабильные источники электроэнергии. Но в этом контексте цена в 50 долларов за мегаватт-час во Франции замечательна – и это поворотный момент для французского оффшорного ветра, который был омрачен задержками после первоначальных тендеров, проведенных в 2012 и 2014 годах.

Одной из причин того, что почти 1,5 гигаватта мощности, предоставленной в эти годы, не было построено, является стоимость.

В 2018 году французское правительство решило, что 200 евро (225 долларов США) за мегаватт-час, которые оно обещало разработчику Eolien Maritime France (EMF), были слишком большими, учитывая снижение затрат на ВЭС в прибрежной зоне, наблюдаемое на других рынках.

В EMF заметили, что цена энергии ветра снизилась до 150 евро (169 долларов США) за мегаватт-час, но даже на этом уровне ветровые парки рассматривались как дорогостоящее капиталовложение во Франции. Результаты тендера в городе Дюнкерк помогли продемонстрировать, что технология ветроэнергетики в настоящее время экономически эффективна.

«Это было очень важное объявление для французского оффшорного рынка», – сказал Оленфорст. «Эти 44 евро за мегаватт-час подали положительный сигнал, и мы увидели это также с последующим объявлением правительства Франции».

Активность, наблюдаемая на европейских рынках оффшорных ветров, положительно действует как привлечение инвесторов.

В прошлом месяце, например, лондонская компания Glenmont Partners, базирующаяся в Великобритании, объявила, что впервые инвестирует в оффшорную ветроэнергетику, сформировав бюджет в 850 миллионов евро (958 миллионов долларов) для своего третьего ветрового парка.

В Германии замедлилось развитие ветряных турбин

Несмотря на это, ветроэнергетика Европы в целом находится в упадке в результате накопления проблем и недостаточной подписки на тендеры на суше во Франции и Германии. В этом месяце Wood Mackenzie снизил прогноз по выработке электроэнергии на ВЭС в Европе на 2,2 гигаватта.

В контексте этого, стоит помнить о Китае, который в скором времени, безусловно, поставит еще более низкую ставку на произведенный ветром мегаватт-час электроэнергии. И таким образом, зайдет и на европейский энергетический рынок.

Согласно прогнозам Глобального совета по ветроэнергетике, к 2030 году ветровая мощность прибрежных электростанций в Европе будет составлять 80 гигаватт, а в Азии – 100 гигаватт, в основном за счет скачкообразных темпов установки в Китае.