Исследователи давно обнаружили частицы воды в разных агрегатных состояниях на нашем спутнике. Но какова природа их образования? Ученые считали, что вода появилась на Луне в следствии столкновения с другими небесными телами. Но в ходе недавнего исследования было установлено, что атмосфера Земли может быть еще одним неочевидным источником воды на Луне.

Около 3500 кубических километров земной воды

Существует несколько вариантов возникновения жидкости на Луне: это может быть и реакция между водородом и кислородом под влиянием солнечного ветра, и влияние небесных тел, врезающихся в ее поверхность, и, как недавно выяснилось, даже наша планета. Вероятно, ионы водорода и кислорода, исчезающие из мезосферы, термосферы и экзосферы Земли, проникли на наш ближайшее к ней небесное тело. В итоге возникло около 3500 кубических километров воды — как в форме вечной мерзлоты, так и в жидком состоянии.

Эта своеобразная передача происходит в тот момент прохождения Луны сквозь хвост магнитной оболочки Земли. Данное событие длится пять суток и происходит ежемесячно. Под влиянием солнечного ветра магнитосфера нашей планеты может быть разорвана в некоторых местах. Сталкиваясь с ее хвостом, наш спутник получает порцию этих частиц, покинувших зеленую планету. А так как на Луне нет подобной оболочки, они превращаются в вечную мерзлоту. Скорее всего, спустя тысячелетия этот лед частично проник глубже и преобразовался в жидкую форму.

«Для лучшего понимания процесса можно представить Луну в душе из ионов водорода и кислорода. Часть из них возвращается, другие — падают на поверхность нашего спутника», — пытается объяснить геофизик Гюнтер Клетечка из Университета Аляски.

Специалисты пришли к выводу, что ионы постепенно аккумулировались в течение миллиардов лет после Первичной метеоритной бомбардировки. Это временной период от 4,1 до 3,8 млрд лет назад, когда ранние Земля и Луна страдали от мощных ударов другими небесными телами. Именно тогда образовалось большинство кратеров на их поверхностях.

Работа проводилась с помощью Lunar Reconnaissance Orbiter — автоматической межпланетной станции NASA. Благодаря ей удалось детальнее исследовать полярные регионы нашего спутника и определенные его кратеры. Учеными были обнаружены геологические отклонения, натолкнувшие их на мысль о существовании хранилищ жидкой воды под его поверхностью.

«По нашим подсчетам, за 3,5 миллиарда лет в глубине нашего единственного спутника могло образоваться около 3500 тысяч кубических километров воды», — делятся исследователи результатами работы в статье в издании Scientific Reports.

Эта работа имеет огромное значения для NASA, которые уже в 2024 году планируют провести первый испытательный полет на Луну с астронавтами на борту в рамках миссии Artemis. Американское космическое агентство стремится обеспечить продолжительное пребывание человека на нашем спутнике, а значит источник воды возле станции будет просто необходим.

«Так как специалисты NASA Artemis работают над созданием временного поселения в южной части Луны, найденная вода может сыграть значимую роль в жизнеобеспечении астронавтов», — рассказывает геофизик.

Недавно домой вернулся экипаж Crew-3, который находился на МКС 177 дней. Двое астронавтов этой команды — Кайла Бэррон и Раджа Чари — были отобраны для участия в миссии Artemis.