В течение 30 лет партнерство США и России на МКС было превыше всего. Но теперь американцы нуждаются в друге, а не во враге.

МКС была выражением нерушимого партнерства

Западные страны, в том числе и Соединенные Штаты Америки, вводят все новые и новые санкции против России за вторжение в Украину. На почве этого встал вопрос: как данная ситуация отразится на будущем МКС, которая является общим проектом американцев и русских. Ведь если российская часть станции будет отделена, у объекта не будет двигателей для поддержания своей орбиты. 

«Я думаю, что это самая большая угроза международному партнерству за всю его историю», — делится мыслями Рон Гаран, бывший астронавт NASA, который в 2011 году провел пять месяцев на борту станции. 

Когда распался Советский Союз, одна из самых передовых в мире отраслей космической промышленности внезапно оказалась на дне. К сожалению, та же самая технология, которая выводит объекты на орбиту, может быть использована и для запуска ядерного оружия. Поэтому США стремились гарантировать, что все эти таланты и технологии не будут захвачены Ираном, Ливией, Северной Кореей или какой-либо другой недружественной державой. Космическая станция стала захватывающим и грандиозным проектом, способным поглотить множество безработных космических инженеров. 

«Мы подписали все документы, чтобы принять их в партнерство прямо в разгар, по сути, гражданской войны в России, — рассказывает Гаран, имея в виду конституционный кризис 1993 года, во время которого президент России Борис Ельцин приказал войскам обстрелять правительственное здание. — Это партнерство в космосе было настолько важным, что обе стороны были готовы рисковать ради него жизнью и здоровьем».

Идея о том, что МКС была выражением нерушимого партнерства, повлияла на ее дизайн. Это было не просто сотрудничество ради создания общего проекта. США и Россия вносили свой вклад и впоследствии контролировали выполнение важной функции. Американцы должны были поставлять электроэнергию для работы станции, вырабатываемой четырьмя комплектами солнечных батарей. Русские отвечали за размещение двигательной установки, чтобы поднять ее выше, когда орбита снизится, и изменить ее местоположение, чтобы избежать космического мусора. 

«Станция не предназначена для существования без российского модуля», — говорит Тодд Харрисон, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований аналитического центра в Вашингтоне.

Но все изменилось в 2011 году, когда была прекращена программа Space Shuttle.  Не имея больше возможности добраться до МКС самостоятельно, США были вынуждены арендовать места на борту российских ракет «Союз». Эта зависимость оставила американцев без особых рычагов воздействия, когда Россия аннексировала Крым в 2014 году и поддержала вооруженные сепаратистские движения в восточной части Украины. Когда администрация Обамы в ответ ввела ряд санкций, в том числе в отношении высокотехнологичного экспорта России, Дмитрий Рогозин, тогдашний вице-премьер, в посте в Twitter предложил США воспользоваться батутами для доставки своих астронавтов на МКС. 

NASA начало работу над заменой шаттлов, но все продвигалось слишком медленно и стоило огромных денег. И лишь в мае 2020 года на МКС была запущена капсула Crew Dragon с двумя астронавтами на ракете SpaceX Falcon 9. Впервые за девять лет американцы смогли самостоятельно добраться до космической станции.

Так что произойдет, если Россия решит уйти с МКС? Они могут отозвать свою команду и просто перестать поставлять двигатели. В этом случае крошечного количества атмосферы, присутствующей на высоте 250 миль над поверхностью Земли, будет достаточно, чтобы постепенно тянуть космическую станцию ​​на все более и более низкую орбиту, пока, в конце концов, она не распадется в виде огненного шара и не рухнет. По словам Энн Капусты, бывшего наземного диспетчера американской МКС, а ныне исполнительный директор Space Frontier Foundation, для этого потребуется от 9 до 12 месяцев.

Если страны придут к более мирному соглашению о разрыве партнерства, Россия может получить выплату и продолжать поддерживать МКС на временной основе, пока США строят и устанавливают замену российскому оборудованию. Такой постепенный выход может подготовить почву для того, чтобы Европейское космическое агентство, Канада или Япония смогли стать новым партнером в этом проекте. Но действительно ли Россия захочет уйти? 

«Космическая станция — один из главных предметов гордости России, когда речь идет о космосе, — говорит Харрисон. — Я имею в виду, что кроме МКС, больше ничего нет».

Пока Рогозин занимает жесткую позицию и требует снятия санкций, иначе Россия сама определит «как долго будет работать МКС». Хотя многие считают, что уход русских будет только к лучшему.

«Как можно продолжать сотрудничать с теми, кто так ведет себя на Земле? — говорит Капуста. — Мы просто должны сказать: «У нас не будет такого в космосе, мы не хотим больше с вами работать». Тем более способы, как мы можем двигаться дальше без них, существуют».