«Кассини», совместная миссия NASA и ESA, продолжает радовать ученых своими открытиями. Полученные данные показывают, что на миниатюрном спутнике шестой от Солнца планеты может существовать внутренний океан жидкой воды.

Потенциальный IWOW

Небесные тела, имеющие внутренний океаны, называют Interior Water Ocean Worlds, или IWOW. К ним можно отнести спутники Европа, Энцелад, Титан и, возможно, карликовую планету Плутон. А теперь ученые получили данные, которые делают Мимас потенциальным IWOW.

Произошло это благодаря миссии «Кассини», запущенной совместными усилиями NASA, Европейского и Итальянского космических агентств. Пиком исследовательской работы стало погружение в атмосферу Сатурна в 2017 году. Но до этого грандиозного финала, аппарат смог зафиксировать необычную вибрацию во вращении Мимаса. Подобный факт может быть свидетельством того, что на спутнике имеется скрытый океан с жидкой водой под ледяной поверхностью.

Если исследователям удастся подтвердить, что Мимас является IWOW, то он будет кардинально отличаться от других, например, Европы или Энцелады.

«При условии, что Мимас содержит океан, его можно будет отнести к совершенно новому классу IWOW, по поверхности которых невозможно определить наличие океана, — рассказала в пресс-релизе доктор Алисса Роден. — Так как Мимас значительно изрыт кратерами, мы были уверены, что это попросту глыба льда. Другие IWOW обычно покрыты трещинами, либо же имеет иные проявления геологической активности. Как оказалось, поверхность этого маленького спутника Сатурна была обманчива, но теперь мы имеем намного больше данных о нем».

Спутник находится относительно близко к своей планете и испытывает на себе влияние ее мощной гравитации и приливных сил, из-за чего происходит нагрев. Здесь есть нюанс: он должен быть достаточно сильным, чтобы превратить внутренний материал в жидкое состояние, но при этом не расплавить поверхность.

На данный момент это лишь предварительная информация, а дальнейшие данные, переданные космическим аппаратом, смогут подтвердить или опровергнуть догадки ученых.

И для этого даже не нужно посещать сам Мимас. Уже к концу текущего года вокруг спутника Европы будет пролетать корабль «Юнона». С его помощью ученые планируют изучить способность теплового потока воздействовать на ледяные оболочки.

Мимас небольшой, его площадь равна площади Испании. Его диаметр составляет всего 396 километров, и это самое маленькое из известных небесных тел, которое имеет округлую форму из-за собственной гравитации. Если в таком крошечном мире может существовать подземный океан, это расширит список других объектов, которые могут потенциально его иметь.

В прошлом году ученым удалось обнаружить 20 новых спутников Сатурна. Теперь их насчитывается 82.