Группа ученых американского космического агентства проанализировала снимки, сделанные их космическим аппаратом, и обнаружила ледяные вулканы на карликовой планете Солнечной системы. Они напоминают земные геологическое образование, но возникают из замерзших жидкостей — аммиака и воды.

Новое понимание тепловой истории карликовой планеты

Миссия «Новые горизонты» произвела революцию в понимании Плутона после ее старта в 2015 году. Она дала возможность открыть разнообразную планетарную поверхность с разным возрастом. Топографические возвышенности Райт и Пикар Монтес доминируют над регионом к юго-западу от Равнины Спутника, где наблюдается незначительное количество кратеров, что указывает на их небольшой возраст поверхности. Эта кажущаяся молодость и большое сходство гор с вулканическими объектами предполагают возникновение криовулканов в данном регионе.

Криовулканизм — это совокупность процессов, при которых подповерхностный водяной лед в холодных условиях может выдавливаться на поверхность, как лава на Земле.

Ученые миссии «Новые горизонты» под руководством Келси Сингер из Юго-Западного научно-исследовательского института проанализировали геоморфологию этого региона, используя изображения, полученные с помощью дальнего разведывательного устройства формирования изображений. Они обнаружили множество крупных куполов, достигающих от 1 до 7 километров в высоту, и шириной от 30 до 100 километров, которые вместе образуют сложные структуры. Команда также изучила инфракрасные спектры линейного эталонного спектрального массива изображений (LEISA) и обнаружила, что купола в этом регионе состоят преимущественно из водяного льда, а присутствующий метановый лед, вероятно, представляет собой тонкий поверхностный слой, отложенный из атмосферы.

«Благодаря аппарату NASA New Horizons мы получили снимки и информацию о составе, проанализировав которые пришли к выводу, что ландшафты на Плутоне могут быть разных возрастов. Часть из них очень древние и покрыты кратерами, другие — недавно сформировавшиеся поверхности с небольшим количеством ударных кратеров либо же без них, — рассказывает доктор Сингер. — В одной из областей преобладают огромные возвышенности с бугристыми склонами, которые не характерны ни для одного другого небесного тела в Солнечной системе».

Было обнаружено большое количество подобных куполов. Часть из них образуют общие структуры. Так объем одной из них — Монс Райт — можно сравнить с известными вулканом Mauna Loa на Гавайях, одним из крупнейших на нашей планете. К слову, исследователи опасаются, что последний начинает просыпаться и снова становится опасным

«Криовулканическая активность в данном регионе — нечто новое в истории Плутона. Это может означать, что внутренняя структура планеты все еще таит остатки тепа, больше чем мы думали ранее, способные вызвать подобную активность», — рассказывает команда ученых New Horizons.