Миссии «Спектр-РГ» — совместный проект Германии и России, направленный на создание карты Вселенной. Однако, после полномасштабного вторжения последних на территорию Украины, немцы приостановили сотрудничество и перевели в спящий режим телескоп. Теперь россияне хотят установить контроль над аппаратом, который им не принадлежит.

Хотят подключить eROSITA без согласия немецких партнеров

Рентгеновские телескопы eROSITA, производства института Макса Планка в Германии, и ART-XC, разработанный в России, размещены на борту миссии «Спектр-РГ» и функционируют в паре. Совместный 7,5-летний проект Роскосмоса и DLR стартовал в 2019 года, когда орбитальная астрофизическая обсерватория была запущена в космос. Но с момента вторжения России на территорию независимого государства Украина, немецкие разработчики перевели свою установку в спящий режим. Однако недавно представители российского космического агентства заявили, что планируют захватить контроль над eROSITA без разрешения своих коллег из Германии. О принятом, пусть и неправомерном, решении сообщил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

«Хотя ФРГ и приостановила деятельность одного из двух телескопов «Спектр-РГ», наши сотрудники настаивают на продолжении его работы. Наше агентство примет соответствующие решения уже совсем скоро», — заявил Рогозин.

Более того, русский политик обвинил своих иностранных коллег в том, что из-за «профашистских настроев близких их врагам» они препятствуют проведению важных для человечества исследований.

По информации сотрудников Институт внеземной физики им. Макса Планка, на данный момент орбитальная обсерватория находится примерно в 1,5 миллионах километров от нашей планеты. Аппарат eROSITA способен сканировать просторы Вселенной с невиданным ранее спектральным и угловым разрешением. С помощью данного устройства исследователи могут получить картографические данные о структуре Вселенной, обнаружить скрытые черные дыры и детальнее изучить как молодые звезды, там и остатки сверхновых.

Стоит отметить, что многие русские ученые не поддерживают действия руководства Роскосмоса. Об этом сообщил Лев Зеленый, научный руководитель Института космических исследований РАН. По словам ученого, он и его коллеги выступают против данной идеи и не уверены, что российские специалисты смогут разобраться в работе eROSITA. Кроме того, его интересует, будут ли сторонние журналы публиковать какие-либо результаты научной работы.

Своими опасениями по поводу продолжения исследований поделился и глава миссии «Спектр-РГ» Рашид Сюняев. По его мнению, астрономы из России могут случайно повредить уникальный аппарат.

«Это прекрасный прибор мирового уровня, на данный момент собравший огромное количество научной информации, — говорит Сюняев. — Конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы он возобновил свою работу. Но разобраться в работе этого сложного аппарата не так просто. И если мы не возьмем во внимание решение наших партнеров и запустим его своими силами, это может привести к поломке eROSITA».

Ранее мы писали, что война России против Украины негативно повлияла и на работу МКС: из-за санкций, введенных США, дальнейшее функционирование станции находится под угрозой