Этот водный объект известен своими потрясающими порогами и популярен среди рафтеров. К сожалению, реке угрожает строительство плотин гидроэлектростанций. Чтобы защитить природную достопримечательность, ей присвоили статус юридического лица. 

Движение коренных народов за защиту природных ландшафтов

Река Мэгпай (the Magpie River) протекает недалеко от границы между Квебеком и Лабрадором и простирается на 200 километров. Она является священной для коренных жителей региона, и долгие годы была для них источником пищи и лечебных трав. Но в последние годы реке угрожает строительство плотин гидроэлектростанций. К сожалению, их негативные экологические и социальные последствия часто перевешивают любые преимущества возобновляемых источников энергии.

Чтобы защитить природную достопримечательность, в 2021 году Совет инну Экуанитшита и муниципалитет регионального округа Мингани объявили Мутухекау Шипу (как прозвали реку коренные народы) юридическим лицом. Теперь у Мэгпай есть девять прав, в том числе право на течение, сохранение биоразнообразия, отсутствие загрязнения и возможность подать в суд.

Несмотря на то, что ранее в Канаде подобного не случалась, это часть глобальной кампании под руководством коренных народов с целью защитить природные ландшафты. В последние годы многие реки — от новозеландской Уангани (Whanganui River) до Кламат (Klamath River) в США — получили статус личности. В 2018 году Верховный суд Колумбии предоставил Амазонке — крупнейшей реке в мире — юридические права.

Зачем присваивать водным объектам статус личности?

Для современных людей это кажется странным, но для представителей коренных народов представление о природе как разумном существе, равном человеку, не является чем-то новым. 

«Я считаю реку и деревья нашими предками, — говорит Уапукун Местокошо, член Альянса Мутехекау Шипу, комитета, который отстаивал законные права водного объекта. — Они были здесь задолго до нас и заслужили право на существование».

Однако в разных странах по-своему воплощается эта новая инициатива: от всеобъемлющего признания в случае реки Уангани до списка конкретных прав, как в ситуациях с Мэгпай и Кламат. Недавно во Флориде, впервые в истории США, опекуны озера Мэри Джейн подали иск в суд штата, чтобы защитить его права от посягательств.

Признание природного объекта личностью — новый юридический инструмент, который еще предстоит оспорить в судебном порядке. Тем не менее важность его состоит в том, что он дает возможность удерживать конфликты за пределами зала суда. Благодаря ему у природных объектов появляются опекуны, защищающие интересы рек или лесов. 

«Мы живем на этой территории и знаем, как лучше всего ее защитить», — говорит Шанис Моллен-Пикард из Альянса Мутехекау Шипу. 

Статус личности повышает ценность природных достопримечательностей, привлекая внимание к их красоте и культурной значимости. При этом он создает фундамент для развития местной экономики, соответствующей концепции охраны природы.

«Экотуризм — это брать территорию и рассматривать ее через призму защиты, а не добычи», — говорит Кит Генри, президент Ассоциации туризма коренных народов Канады. 

Во время многодневного рафтинга Boreal River Adventures гиды из общины инну проводят путешественников через пенящиеся пороги и водовороты реки Мэгпай, тундру и тенистый лес. Именно это мероприятие в 2013 году побудило сообщество к более активным действиям по защите их водного объекта. 

«Мы видели историю наших предков, дикую природу, солнце, силу реки и то, что мы должны были защищать ее», — признался Местокошо. 

Теперь община инну надеется развивать свои собственные туристические активности. И пусть это пока находится на начальном этапе, часть обязанностей назначенных хранителей рек будет заключаться в обмене традиционными знаниями во время рафтинга, походов и рыболовных экскурсий. Члены сообщества надеются, что такие мероприятия будут способствовать общему пониманию важности защиты этих диких рек.

«Нам нужно понять, что мы, люди, не стоим над водой или над животными. Мы — часть единого целого, — уверен Местокошо. — Когда мы исцеляем землю, мы исцеляем и себя».

Ранее мы писали, что благодаря изменениям в испанском законодательстве, животные ​​теперь именуются «живыми существами» и имеют те же права, что и люди.