Британский монарх — один из крупнейших землевладельцев в мире. И собственность королевы Елизаветы II включает не только поместья и целые парки, но и большую часть морского дна. К сожалению, данный факт сильно усложняют работу экологов по восстановлению биоразнообразия.
На последнем месте среди стран G-7
Ее величеству принадлежит практически вся территория морского дна, окружающего Соединенное Королевство, на расстоянии до 12 морских миль от берега. А учитывая, что биоразнообразие Британии стремительно сокращается, экоактивисты настоятельно рекомендуют королевской семье принимать более активное участие в восстановлении природы, начиная с собственности, которую они контролируют.
Дело в том, что в своей работе экологи и биологи часто сталкиваются с одним весомым препятствием, уникальным для данного государства: для получения разрешений на восстановление морских экосистем требуется арендный договор с уплатой комиссионных в пользу Crown Estate. Эта компания многие годы занимается коммерческой недвижимостью и землями, принадлежащими монарху.
По мнению ученых, из-за этого Великобритания может потерять драгоценное время. Согласно инициативе по мониторингу биоразнообразия, запущенной в прошлом году Лондонским музеем естественной истории, почти половина видов дикой природы и растений страны была утрачена после промышленной революции. Сейчас Великобритания занимает последнее место среди стран G-7 по данному показателю.
Экологи описывают массовое исчезновение морских водорослей одним словом: катастрофа. К сожалению, уже более 90% территорий были утеряны. В основном это произошло за последние 30 лет из-за освоения прибрежных районов, чрезмерного вылова рыбы, загрязнения и повреждений, нанесенных лодками и якорями. Некоторые ученые предсказывают, что к 2100 году большая часть из 26 000 квадратных миль ламинариевых лесов в Великобритании, скорее всего, исчезнет.
Но действительно ли так необходимо платить за возможность восстановить природные экосистемы? Ричард Ансуорт, профессор морской экологии в Университете Суонси в Уэльсе и инициатор проекта Seagrass по восстановлению морской среды, скептически относится к тому, что Crown Estate «возьмет с нас плату за посадку морских водорослей».
Вместе со Всемирным фондом дикой природы и Sky Ocean Rescue Ансуорт разработал планы по пересадке более 3000 гектаров морских водорослей на сотнях участков вдоль береговой линии Великобритании. За аренду испытательного полигона площадью в два гектара у побережья Уэльса взимается 2500 фунтов стерлингов. По мнению ученого, проект вряд ли получится реализовать в полном объеме из-за слишком высокой арендной платы. А ведь компания финансируется за счет пожертвований местных жителей, которые часто переводят по 5-10 фунтов стерлингов.
«Мы получаем письма от детей, которые просят своих друзей вместо подарков на их день рождения сделать вклад в работу фонда, понимаете? И мы передаем эти деньги королеве, — возмущается Ансворт. — Давайте посмотрим правде в глаза: не похоже, что они и правда хотят нам помочь».
Как все началось?
Огромные владения королевы, включая морское дно, восходят к норманнскому завоеванию 1066 года, когда Вильгельм Завоеватель потребовал всей Англии для короны. Сегодня монаршая особа по закону остается окончательным владельцем всей земли, хотя это не дает ей никакой власти над большей ее частью. Королева Елизавета имеет полный контроль только над своими частными поместьями, включая Балморал и Сандрингем. Но как монарх она продолжает владеть и получать доход от морского дна и половины побережья, а также всех серебряных и золотых месторождений и участков ценной недвижимости в центре Лондона.
Этим портфелем стоимостью 14,4 миллиарда фунтов стерлингов управляет от имени королевы Crown Estate в рамках договоренности, которая началась в 1760 году со сделки между парламентом и королем Георгом III. Доходы идут в государственный кошелек, а четверть из них возвращается членам королевской семьи. За последнее десятилетие компания заработала 3 миллиарда фунтов стерлингов для монархов и казначейства. Стоит отметить, что морское дно лишь недавно стало крупным источником дохода: в 2021 году оно принесло 121 миллион фунтов стерлингов.
Эко-инициативы королевской семьи
В последние годы королева Елизавета завоевала репутацию главы государства, заботящегося об окружающей среде. Она отказалась от использования меха, установила ульи в Букингемском дворце, а на прошлогодней климатической конференции в Глазго призвала мировых политиков перейти к более активным действиям по спасению планеты. Именно это побудило 120 ученых и активистов призвать ее «проложить путь к исцелению нашей земли» и восстановить леса, реки, болота и другие экосистемы.
«У вас есть уникальная историческая возможность радикально решить проблему ухудшения состояния природы на этих землях», — написала группа в прошлом году в письме членам королевской семьи.
Ведь как оказалось, крупномасштабная посадка морских водорослей является одним из ключей к успеху. В начале марта 2020 года Ансуорт и его волонтеры проложили более 8 километров веревки, перевязанной тысячами миниатюрных мешочков с миллионом семян, на двух гектарах, арендованных у Crown Estate. Когда дайверы вернулись в конце прошлого года, там уже начал подниматься новый луг.
Сейчас команда Project Seagrass решила сосредоточиться на территориях морского дна, которые не принадлежат королеве. Так в марте этого года у городка Плимут были посеяны семена морских водорослей на площади один гектар. Данный участок принадлежит герцогству Корнуолл. Это королевское поместье находится в собственности принца Чарльза, но не управляется Crown Estate, поэтому территория была предоставлена бесплатно.