С момента одной из самых масштабных техногенных катастроф прошло 35 лет. К сожалению, было обнаружено, что глубоко внутри разрушенных реакторов снова тлеют реакции деления в урановых топливных массах.

Есть ли риск еще одной аварии?

По мнению украинских ученых, для поиска вариантов решения проблемы есть по меньшей мере пару лет. И хотя датчики отслеживают растущее количество нейтронов и процессы деления, надежда на то, что реакции исчезнут сами по себе, существует. К слову, если ученым все же удастся найти решение проблемы, им явно заинтересует Японию. Ведь они уже 10 лет пытаются справиться с последствиями катастрофы на АЭС Фукусима-1.

«Есть много неопределенностей, — говорит Максим Савельев из Института проблем безопасности атомных электростанций (ИСПАЭС) в Киеве, Украина. — Но полностью исключить вероятность аварии пока нельзя». 

Когда 35 лет назад произошел взрыв реактор энергоблока № 4, его активная зона (урановые топливные стержни, их циркониевые оболочки и т.д.) частично расплавилась и образовала топливосодержащий материал. К сожалению, первый саркофаг, названный Укрытием, пропускал воду. Жидкость замедляет нейтроны, таким образом вероятность их взаимодействия с ядрами урана возрастает. Обильные атмосферные осадки часто становились причиной стремительного увеличение количества нейтронов. Именно так и случилось в 1990 году. Чтобы исправить ситуацию, ученому-сталкеру пришлось проникнуть в разрушенный реакторный зал и, рискуя здоровьем и жизнью, распылить раствор нитрата гадолиния. Данное вещество способно поглощать нейтроны, поэтому позже на крыше первого саркофага разместили специальные емкости-распылители, наполненные им. К сожалению, он практически не достает до подвальных помещений.

Считалось, что после возведения нового защитного изоляционного сооружения, данная проблема решится. И действительно, в основном количество нейтронов стабилизировалось. Но остались места, где оно продолжает увеличиваться. Безусловно, такую проблему нельзя игнорировать.

«Словно тлеющие угли для барбекю», — описал ситуацию Нил Хаятт, химик-ядерщик из Великобритании. 

Украина давно намеревалась удалить и поместить в специальное хранилище  радиоактивный материал. При поддержке Европейского банка реконструкции и развития, уже к сентябрю будет разработан детальный проект. Но учитывая, что жизнь в Укрытии продолжает бурлить, его реализация может оказаться задачей со звездочкой.

Более безопасной считается термоядерная энергетика. По мнению компании Commonwealth Fusion Systems, их стартап поможет остановить глобальное потепление.