Команда ученых из США смогла определить цепь в мозге человека, которая способна влиять на некоторые психические расстройства – от переедания до азартных игр, наркомании и даже болезни Паркинсона.

«Мы обнаружили мозговые связи, которые контролируют импульсивность», – сказал Скотт Каноски, нейробиолог и доцент Колледжа писем, искусств и наук Университета Калифорнии. «Основой работы этой системы является нейропептид – меланин-концентрирующий гормон, на котором было сосредоточено внимание при изучении аппетита во время приема пищи».

Меланин-концентрирующий гормон создает аппетит во время приема пищи

Как передает Medical Express, меланин-концентрирующий гормон (МКГ) распознается клетками головного мозга в части гипоталамуса (конусообразной области мозга, которая находится над гипофизом). Согласно исследованиям, именно МКГ создает аппетит (приятное моральное и физическое удовлетворение) во время приема еды. То же происходит и в случае с многими лекарствами. Однако до сих пор ученые не до конца понимали, как этот гормон влияет на импульсность (вспыльчивость) действий человека.

Для решения этого вопроса они провели серию исследований на крысах, которые продемонстрировали, что импульсивность – это отдельная реакция, стимулированная чувством голода.

В одном задании крыса могла нажать на рычаг и получить угощение, которое Каноски назвал «маленькой дыркой от бублика» с высоким содержанием жиров и углеводов. Выпуск еды был автоматизирован: крыса должна была подождать 20 секунд, чтобы успешно нажать на рычаг и получить еще. Но животное становилось нетерпеливым и иногда нажимало на рычаг до истечения времени, заставляя часы переустанавливаться и начинать отсчет снова, увеличивая ожидание следующей возможности для угощения.

Экспериментальная крыса

В другой задаче у крыс был выбор между двумя рычагами. Один рычаг немедленно и единоразово выпускал весь запас сладкой пищи. Другой – управлял партией из пяти угощений, но временной интервал их появления был чуть дольше: каждые 30-45 секунд.

Согласно результатам исследования, крысы чаще нажимали рычаг однократной полной подачи лакомства, даже если второй рычаг доставлял гораздо больше еды.

«Они не просто сидят и ждут», – сказал Каноски. «Они пытались работать быстрее, чтобы достичь того же или даже меньшего количества гранул за как можно короткий период времени. «Мы приводим систему в действие, а затем видим, что животные становятся более импульсивными. И когда мы снизили стимулирование, предполагая, что животные будут менее импульсивными, вместо этого их импульсивность только повышалась».

На основании анатомических сканирований мозга ученые смогли определить нервный путь для импульсного контроля. Нейроны в латеральном гипоталамусе передают сигнал МКГ другим нейронам вентрального гиппокампа – области мозга, связанной с эмоциями, памятью и торможением реакций.

Каноски сказал, что следующий шаг для ученых – наметить связь между схемой контроля импульсов и системой «вознаграждений» мозга. Такая работа может в конечном итоге привести к разработке более эффективных методов лечения психических расстройств, в которых импульсивность является основной проблемой.