Доктор Дими Огойна — профессор медицины и инфекционных заболеваний Университета дельты реки Нигер в Нигерии. За последние несколько лет он пытался предупредить чиновников здравоохранения, что вирус обезьяньей оспы мутировал, но к нему мало кто прислушивался.
Чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения
22 сентября 2017 года в клинику Огойны поступил 11-летний мальчик со странной сыпью на коже и язвами во рту.
«У него были очень большие поражения на лице и по всему телу, — рассказывает доктор Огойна, добавляя, что сыпь напоминала ветрянку, но это была не она. — Тогда у нас и возникло подозрение, что это могла быть обезьянья оспа».
В то время в Нигерии не было возможности провести тест на заболевание и врачам пришлось отправить образцы в Сенегал и даже в США, чтобы поставить диагноз. Результаты пришли через несколько дней и подтвердили опасения Огойна.
«Это был первый случай обезьяньей оспы в Нигерии за 38 лет», — рассказывает доктор. В течение следующих нескольких месяцев он и его коллеги выявили еще более 20 случаев заболевания.
По мнению Огойна, этот маленький пациент стал первым заразившимся за многие годы не только в Нигерии, но и во всем мире. Сейчас вспышка оспы обезьян распространилась уже на 78 стран.
С мая текущего года в мире было выявлено более 20 000 случаев заражения данным вирусом, поэтому 23 июля Всемирная организация здравоохранения присвоила этому статус «чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения».
Ученые начинают понимать, где и когда все началось, поэтому проследили всю историю до случаев, произошедших в Нигерии в 2017 году, включая пациентов доктора Огойна. Полученные результаты показывают, что вирус непрерывно передается между людьми в Нигерии в течение как минимум пяти лет, а возможно, и дольше. В конце концов, эта вспышка распространилась на остальной мир.
Почему к доктору не прислушались?
Изначально вирус оспы обезьян передавался при контакте человека с животным. Чаще всего болезни были подвержены дети, которым нравилось играть с обезьянами в общине. В таких случаях вирус не очень легко распространяется между людьми, потому что не был особо заразным, и предыдущие вспышки были небольшими и угасали сами по себе.
Огойна и другие врачи думали, что вспышка в 2017 году будет такой же. Но через несколько недель после того, как у мальчика обнаружили оспу обезьян, все большему количеству людей ставили такой же диагноз.
«Внезапно мы увидели, что случаи заболевания появляются по всей стране», — рассказывает Огойна.
Вирус, казалось, распространяется дальше и быстрее, чем ожидалось. И в этот раз заболевать стали в основном мужчины в возрасте от 20 до 30 лет, а не дети, как происходило ранее. Эти люди также не соответствовали типичному профилю больных обезьяньей оспой. Они не охотились и не ухаживали за животными, а были представителями среднего класса, живущими в оживленных современных городах.
После небольшого исследования группа докторов пришла к выводу, что вирус мутировал. Впервые заражение произошло половым путем. Это означало, что вирус обезьяньей оспы мог легче передаваться от человека к человеку, и ему больше не нужно было переходить от животного к человеку.
По словам Огойны, за последние несколько лет он неоднократно пытался предупредить представителей здравоохранения и ученых о том, что оспа обезьян мутировала и, возможно, распространяется половым путем.
Новые генетические данные, собранные исследователями по всему миру, подтверждают гипотезу Огойны. Эти данные проанализировал биолог-эволюционист Майкл Воробей из Аризонского университета. В целом эти результаты означают, что у мира было почти пять лет, чтобы подавить оспу обезьян и предотвратить возможное закрепление этого вируса не только в Нигерии, но и в Европе и Северной Америке.
К сожалению, даже сейчас международные усилия по прекращению вспышки в Нигерии меркнут по сравнению с теми мерами, что предпринимаются в других странах мира.